Книга Амдуат.

Наиболее подробные сведения о Загробном Мире и подземном путешествии Ра в ладье Вечности содержатся - наряду с "Книгой Дня и Ночи" и "Книгой Врат", также в "Книге Амдуат" - "Книге о том, что в Дуате". Эта книга - не описательный рассказ о Загробном Мире, а набор из 12 (по числу ночных часов) символических композиций, изображающих различные этапы умирания в Дуате старого Солнца и рождения нового.

1-й час ночи

Первый ночной час начинается с того, что ладья Ра спускается за гору по имени "Рог заката" (метафорическое сравнение горы с рогом Небесной Коровы). Стражи первых врат, разделяющих мир живых и мир мертвых, - павианы, возздав приветствия Солнцу, пропускают его ладью в первую подземную долину, носящую имя "Долина Ра". Длина ее 120 итеру. Бог Солнца говорит павианам:
- Раскройте свои объятия, павианы, растворите свои двери, павианы! Мои божественные змеи, созданные в моей душе (Ба), боги мои, - вы, возникшие для Хепри, когда он властвовал в Загробном Мире. Встаньте у (подземных) вод, высадитесь на таинственных берегах, помогайте жителям Загробного Мира у врат, которые принадлежат вам. Ваши поля на этих берегах.

Подземный Нил на рисунке изображают "постаменты" под ладьями в средних двух поясах (рядах), покрытые зигзагообразным орнаментом, символизирующем рябящуюся водную поверхность. В верхнем и нижнем поясе - песчаные нильские берега. Разумеется, на всех 12-ти композициях пространство не единое, а чисто условное.

На берегах Нила - стражи-павианы, различные божества, умершие и 12 уреев, которые своим пламенем рассеивают мрак подземелья, освещая путь солнечной ладье. В верхней ладье - умирающее старое Солнце, в нижней - возрождающееся новое в виде скарабея Хепри.

Процессию, сопровождающую старое Солнце, возглавляет бог - исчислитель ночных часов с пальмовой ветвью в руке (символ счета времени). На носу ладьи - Упуаут и Сиа (их фигуры сливаются), за ними - "Владычица ладьи" - богиня, под покровительством которой осуществляется плавание через первую подземную долину; за солнечным святилищем - Хор, у весел - гребцы. Две Истины - "Обе Маат", бог по имени "Тот, который ранит", вооруженный ножом, и другие боги защищают Солнце от врагов. Четыре стелы с человеческими головами символизируют "изречения Ра", силою которых умершие в Дуате воскресают и обретают блаженство.

Ладью возрождающегося Солнца тянут три змея. Когда процессия достигает столба с коровьими рогами, разделяющего первую и вторую долины, привратник открывает врата и пропускает ладью дальше.

2-й час ночи

Во втором часу плавания Солнце сопровождают 4 ладьи. В головной ладье покоятся лунные символы - лунный диск между коровьих рогов и месяц; в следующей - огромное наверщие систра - символ богини Хатхор и скарабей; в третьей - крокодил, защитник Ра; и в четвертой - две ипостаси Непри с двумя снопами колосьев. Длина второй долины Дуата - 309 итеру, ширина - 120 итеру.

Двуликое божество

В композиции слились две символики - связанная с подземным путешествием Солнца, во-первых, и с представлениями о Суде Осириса над умершими из "Книги Мертвых", во-вторых. На "верхнем" берегу подземного Нила - боги, принимающие участие в Суде, и бог "Двуликий" с головами Хора, сына Осириса, и Сета, его брата и убийцы; впрочем, поскольку боги изображены стоящими на воде, а не на песке, вся эта группа, возможно, представляет собой символическое изображение различных божественных сущностей Ладьи Солнца в этот ночной час. В правой части нижнего пояса - вооруженные вершители загробного возмездия. (Мотивы Загробного Суда Осириса будут проявлятся и в последующих композициях). Божества со звездами в руках выступают в роли светоносцев.

3-й час ночи

В третьем часу ночи Ладья Солнца пересекает "Долину заупокойных жертвоприношений", тоже 309 итеру длиной и 120 итеру шириной. Здесь караются грешники; боги, вершащие возмездие, изображены в нижнем поясе. Грешники лишены возможности видеть свет, излучаемый Ра, - света удостаиваются только праведные. Ладьа Ра за время плавания через эту долину четырежды меняет свою форму.

4-й час ночи

С наступлением четвертого ночного часа Солнечную Ладью приходится тянуть волоком за канат. Это делают умершие. Влекомая на восток, Ладья вместе с тем спускается все глубже и глубже в подземный мир. Это погружение в глубины тьмы символизирует тропа, наискось сверху вниз пересекающая рисунок, и наконец заплывает в "Пещеру Запада" - таково сокровенное имя четвертой долины.

Тот передает Око Уджат Хору

Здесь начинаются владения Сокара - бога-покровителя Ро-Сетау - Мемфисского некрополя. Пещеру охраняют боги и змеи-стражи, а сама Солнечная Ладья обретает облик змея Мехен-та. В недрах этой пещеры, коей имя - "Сокрытое протягивание", совершаются таинства, воскресающие умерших и Солнце, которые символизирует действо в центре среднего ряда, где мумия Осириса созерцает Тота, передающего исцеленное Око Уджат Хору.

5-й час ночи

В облике змея Мехен-та Ладья достигает пятой подземной долины - пещеры, где царствует Сокар. Имя этой пещеры - "Сокрытая страна". Сокар, отождествленный с Хором, появляется навстречу Ра из таинственных глубин, стоя на крылатом змее. Овал, окружающий его наподобие картуша, символизирует одновременно Дуат и сокарову обитель - "хену" Дуата.

"Хену" охраняет двуглавый сфинкс Акер - божество земли (облик которого, возможно, символизирует "объединение" дуалистических понятий - восхода и заката, мира живых и мира мертвых и т.д.), и два змея. Прямо над "хену" в верхнем поясе - холм по имени "Ночь". Это могила Осириса. На склонах холма - Исида и Нефтида в обликах птиц, самки коршуна ("птицы Хат") и соколицы ("птицы Тхерт"), оплакивающие Осириса. Из холма появляется Хепри - возрождающееся Солнце. Он подхватывает лапками буксирный канат Ладьи. В надписи от имени богов, обращающихся к Ра, говорится:

"Мир тебе, мир, Владыка жизни! Мир (тебе), умиротворяющий Западную страну. Мир (тебе), пребывающий на небе. Мир тебе, мир, пребывающий на нижнем небе. (...) Мир (тебе), для кого разверзается земля, носящая тебя, и кого ведет по своим путям Прекрасная страна. Прибудь к Хепри, о Ра! Прибудь, Ра, к Хепри! Канат, принесенный вами (богами, тянущими ладью), поднимаем мы (боги говорящие) Хепри, дабы протянул он руку Ра и проложил тайные дороги для Ра-Хорахти. Мир небесам, мир! Ра принадлежит прекрасной Западной стране!"

Девять флагов на шестах в верхнем поясе слева - это девять иероглифов "нечер" - "бог". Они символизируют гелиопольскую Великую Девятку. Справа от холма - "Зарезывающие" - боги, которые уничтожают тела грешников, обрекая их небытию. Во главе солнечной процессии, в среднем ряду справа, - боги, кормящие праведников в Дуате.

6-й час ночи

В шестой долине продолжается возрождение Солнца. В среднем поясе мертвое тело Хепри обвито змеем по имени "Многоликий". Змей держит свой хвост во рту - это символизирует цикличность законов мироздария, их вечную повторяемость. Над Хепри и "Многоликим" змеем - три гробницы, в которых погребены части тела Осириса, отождествляемого с Ра. Как только солнечная Ладья достигнет "гробницы Хепри, Ра соединится со своим телом, и Хепри воскреснет для новой жизни. И точно также воскреснут умершие. Они изображены в нижнем поясе: те, кто воскресли, уже стоят, другие изображены в полусидячем положении - они только начали пробуждаться ото сна. Девять коронованых жезлов в верхнем поясе - иероглифы "хека" - "властитель" - символизируют Великую Девятку; девять жезлов с головами змеев внизу - различные верховные боги египетского пантеона, охраняющим, подобно уреям, врата в следующую подземную долину.

7-й час ночи

В седьмом часу плавания происходит сражение Ра с Апопом. Свернувшийся кольцами Апоп лежит на песчаной отмели длиной 405 локтей. Чары исиды и бога магии Хека лишают змея силы, и тогда остальные боги рубят его тело на куски; эта сцена в центре среднего пояса. Правее - четыре ларца, символизирующих Атума, Хепри, Ра и Осириса, с образами которых отождествляется здесь воскресшее Солнце. В верхнем поясе - сцена уничтожения других врагов Ра; в нижнем - астральные божества перед троном солнечного бога.

Следующие три часа плавания Ра протекают спокойно. Во всех долинах Дуата его охраняют божества подземного мира, и солнечныц бог продолжает дарить свет и тепло умершим. На десятом часу плавания он спасает утоплеников - дарует им погребение, которого они были лишены, и тем самым обеспечивает им вечную жизнь после смерти.

11-й час ночи

Одиннадцатый ночной час - час наказания грешников. Различные наказания, а также божества-вершители возмездия упоминались в "Книге" и раньше, но главное действо разворачивается за час перед восходом Солнца, ибо к рассветному часу должно быть уничтожено все зло.

В нижнем поясе изображены пять ям, пылающих огнем, которому не дает погаснуть змей по имени "Тот, который сжигает миллионы (грешников)". В эти ямы боги Дуата бросают тела, сердца, головы, "души" Ба и Ка и Шуит ("тени", считавшиеся одной из "душ") злодеев.В крайней справа яме - "души" Ка, перевернутые вниз головами. В сопроводительной надписи говорится, что никому из попавших в этот адский пламень не удастся спастись.

В верхнем поясе слева - Атум подле крылатого змея, между Солнечным Оком и Оком Уджат. Атум изображен также, как Сокар в пятой долине Дуата. Перед ним - десять звезд, символизирующих 10 минувших ночных часов (ночные часы отсчитывались по кульминациям особых звезд-деканов), и - верхом на змее - бог, ведущий отсчет времени по звездам. Змей, которого в среднем поясе несут на руках 12 богов, символизирует двенадцать ночных часов и небесный путь Солнца.

12-й час ночи

И наконец, на двенадцатом часу, возрожденное Солнце устремляется к выходу из подземелья. Надпись к композиции гласит:

"Пребывание этого Великого Бога в этой пещере края глубокого мрака. Обновление и рождение Великого Бога в облике Хепри в пещере. Возникновение Нуна и Наунет. Хуха и Хаухет в этой пещере при рождении Великого Бога, когда он выходит из Загробного Царства, занимает место в Утренней Ладье и восходит меж бедер Нут".

В центре среднего пояса - гигантский змей. Солнечная Ладья заплывает в его тело и, пройдя его насквозь, выходит из пасти, чтобы в облике скарабея Хепри появится на небосводе. Справа в нижнем поясе - мумия Осириса. Перед Хепри - Шу с распростертыми руками, поддерживающий небо. Боги в верхнем и нижнем поясах приветствуют возрождение светила следующими словами:

"Родился тот, который рожден, явился тот, который появился. Слава Земли! (...) Твое небо - для твоей души, которая остается в нем, земля - для твоего тела. Владыка славы, ты охватил горизонт и пребываешь в своем святилище. (...) Привет тебе, душа, которая в небесах!"

Вверх
Rambler's Top100


Hosted by uCoz