Священные животные.

Общие сведения.

Хотя все божества представлялись изначально в обликах животных, а в последующем большинство богов изображались в зооморфных обликах, сами животные никогда с богами не отождествлялись и не почитались как божества,- за исключением тех случаев, когда строго определенное животное считалось "воплощением" Ка или Ба какого-нибудь бога; например, черный бык Мневис - но не все черные быки! - был воплощением Ка бога Ра и почитался как бог.

Наиболее распространенными были культы быка, ибиса, сокола, коршуна, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея; культы остальных животных носили локальный характер. Часто бывало так, что животное, почитаемое как священное в одном номе, не считалось священным в другом: там его можно было убить, и это нередко влекло за собой вражду между жителями разных областей.

На ибиса, коршуна и сокола охота была запрещена всегда и везде, на львов - только в праздники богини Бастет. В некоторых областях убивали крокодилов, если их разводилось слишком много и они начинали прдставлять опасность для людей и скота.

Умершее священное животное, если смерть наступала в номе-центре его культа, бальзамировали, клали в саркофаг и предавали погребению, обычно при храме. Мертвых кошек хоронили в Бубастисе, в специальном священном склепе, ибисов доставляли в Гермополь, быков хоронили в том месте, где они умирали, на западном берегу Нила, мертвых коров бросали в Нил. Среди археологических находок встречаются саркофаги жуков, ихневмонов, змей, рыб.

Вверх
Быки и коровы.

Культ быка связан прежде всего с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия, и естественным образом почитание тех богов плодородия, которые имели господствующее значение в данной области, сливалось с культом быков. Коровы так же почитались как подательницы пищи; кроме того, их культ был связан с культами Исиды и Хатхор и с представлениями о небе, как о Небесной Корове.

Апис

Наиболее почитаемым быком был Апис (Хапи) - Ка мемфисского Птаха, олицетворение плодородия и Ба Хапи-Нила и Осириса, как богов возрождающейся природы. Считалось, что Апис оплодотворяет Небесную Корову, и от него она рождает золотого теленка-солнечный диск. После смерти Аписа его Ба воссоединяется с Ба Осириса.

Апис и корова, его родившая, жили при храме Птаха в Мемфисе; там же существовал оракул, жрецы которого строили свои предсказания на поведении животного. Ритуальный бег Аписа, как считалось, приносил плодородие и достаток.

Умерших Аписов бальзамировали, мумии укладывали в саркофаги, которые затем устанавливали в подземных галереях Мемфисского некрополя на западном берегу Нила. В саркофаг клали различные украшения и амулеты.

После погребения Аписа жрецы приступали к поискам нового быка, годного для того, чтобы стать Аписом. Для этого животное должно было иметь ряд особых примет. Некоторые из этих примет упоминает Геродот: "Этот Апис, или Эпаф, должен был происходить от коровы, которая после отела уже никогда не сможет иметь другого теленка. По словам египтян, на эту корову с неба нисходит луч света, и от него она и рождает Аписа. А теленок этот, называемый Аписом, имеет вот какие признаки: он черный, на лбу у него белый треугольник, на спине изображение орла, на хвосте двойные полосы, а под языком изображение жука." Всего Апис должен был удовлетворять 29 признакам. В течение всего времени поисков нового священного быка (60 дней) жрецы соблюдали пост. Когда поиски заканчивались, нового Аписа торжественно везли по Нилу в Мемфис, в храм Птаха, а жители выходили на берег и приветствовали священного быка.

Широко было распространено почитание солнечного быка Мневиса (Немур). Мневис считался Ка Гелиопольского Ра и "живым воплощением" бога солнца. Бык Бухис, или Бакис (Бха) считался Ба Монту в Гермонте и связывался также с культом Осириса. Бухис был черным (правда, предполагалось, что цвет шерсти у него меняется каждый час, в зависимости от фазы суточного пути Солнца) и изображался с солнечным диском между рогов. Обожествлены были также белый бык Мина, бык Маат и Бык Небес (сын и супруг Нут - Небесной Коровы, оплодотворяющий ее.

Вверх
Птицы.

Богами считались мифические священные птицы - Бену и Великий Гоготун. Из птиц, существовавших в действительности, наиболее почитаемыми были ибис, сокол и коршун. Даже за неумышленное убийство этих птиц полагалась смертная казнь.

Ибис

Культ Ибиса, священной птицы Тота, был распространен повсеместно. В трактате "О причинах почитания египтянами ибиса" Элиан пишет: "О следующих способностях ибиса я слышал в египетских рассказах. Спрятав шею и голову в перьях под грудью, он представляет подобие изображения сердца. Что он очень враждебен животным, гибельным для людей и плодов.Соединяется клювом, также и рождает детенышей. Египтяне рассказывают и меня не легко убедили, будто занимающиеся бальзамированием животных и сведущие в этой премудрости признают, что внутренности ибиса длиной в 96 локтей. Слышал я также, что ходит он, делая шаги длиной в локоть. При затмении Луны закрывает глаза, пока богиня снова не засияет. Говорят, что он любезен Гермесу, отцу словес, так как по виду подобен природе слова: черные перья можно сравнить с умалчиваемым и внутри образующимся словом, белые же - с произносимым и слышимым, слугой и вестником, так сказать, внутреннего. Животное это весьма долговечно. По природе ибис весьма горяч и прожорлив; ест гадость: питается змеями и скорпионами, но одно переваривает легко, из другого выбирает более удобное для еды. Весьма редко можно видеть ибиса больным. Всюду ибис запускает свой клюв и не обращает внимания на грязь, ходя по ней, чтобы и там что нибудь подстеречь." По Плутарху, "...ибис же, который убивает смертоносных пресмыкающихся, первым научил людей пользоваться врачебными очищениями, ибо они видели, как он промывает и опоражнивает сам себя. И самые строгие жрецы, подвергаясь очищению, берут очистительную воду там, где пил ибис, потому что если вода вредна или околдована, он не пьет ее и даже не подходит к ней. Расстояние между ногами и промежуток между ногами и клювом образуют у него равносторонний треугольник, а узорчатое смешение его черных и белых перьев напоминает месяц."

Ибис олицетворял мудрость, спокойствие и грациозность, почитался как змееборец. Когда хотели подчеркнуть продуманность и ясность действий человека, говорили что "поступки его - это походка ибиса Тота."

Фараон Хафра под защитой Хора в виде сокола Бену в виде цапли

Соколу поклонялись в Египте с древнейших времен в связи с представлениями о солнечном диске как о правом глазе бога Хора-сокола. Позднее сокол ассоциировался с "душой" Ба, изображавшейся в виде сокола с человеческой головой; считался священной птицей Ра, Хора - сына Исиды, Монту; на протяжении всей истории египетской религии считался покровителем и защитником фараонов.

В Египте, кроме того, было распространено почитание коршуна - птицы, символизирующей небо и посвященной богиням Мут и Нехбет; ласточки (возможно в связи с мифом об Исиде, которая в образе ласточки летала вокруг колонны с трупом Осириса; кроме того, с прилетом ласточек связывались разливы Нила); гусей, считавшихся священными птицами Амона, Амона-Ра и Геба и олицетворявших Великого Гоготуна; очень редко цапли, в виде которой изображался Бену.

Вверх
Крокодилы.

Крокодилам поклонялись во многих местах, но особую значимость их культ приобрел в Фивах и в Фаюме - оазисе в Ливийской пустыне, где при фараонах XII династии была создана грандиозная система оросительных сооружений, появилось водохранилище и развелось множество крокодилов.

Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность повелевать разливами реки, приносящими на поля плодородный ил. Подобно тому, как по особым признакам отбирался бык Апис, в Фаюме, в главном культовом центре крокодилов и Себека - городе Шедите (греч. Крокодилополь) искали крокодила, подходящего для того, чтобы стать воплощением Ба Себека. Такой крокодил жил при храме в большом вольере, был окружен заботой и почетом и довольно скоро становился ручным: жрецы украшали его золотыми браслетами, амулетами и кольцами. В Фаюме и в окрестностях Фив крокодилов запрещалось убивать даже при непосредственной угрозе жизни. Человека, которого утащил крокодил, хоронили с особыми почестями. В поминальном храме Аменемхета III обнаружены погребения священных крокодилов, о которых также упоминает Геродот. В то же время, наряду с гиппопотамом, крокодил считался воплощением зла и врагом Ра, ассоциировался с Сетом.

По Плутарху, "крокодил пользуется почетом, не лишенным убедительного основания, - ведь его называют подобием бога потому, что только у него одного нет языка, а божественное слово не нуждается в звуке и, "двигаясь по бесшумному пути, справедливо правит делами смертных". И говорят, что из обитателей воды только у него одного глаза прикрывает нежная прозрачная пленка, спускающаяся со лба, так что он видит, будучи невидимым, а это свойство присуще Первому богу. И где самка крокодила откладывает яйца, там она отмечает предел разлива Нила. Ибо откладывать в воде они не могут, далеко от воды - боятся, но так прочно предугадывают будущее, что, принося и обогревая яйца, они пользуются подъемом реки и сохраняют их сухими и неподмоченными. Они кладут 60 яиц, столько же дней высиживают их, и столько же лет живут самые долголетние крокодилы, а это число - первое для тех, кто занимается небесными светилами.

Вверх
Бараны, козлы, кошки.
Баран Амона

Бараны почитались повсеместно. Так же, как и быки, они олицетворяли силы плодородия и связывались в представлениях египтян с "душой" Ба - поскольку слова "Ба" и "баран" звучали одинаково: в Летополе (Хесем) и на Элефантине бараны считались воплощением Ба Хнума, в Гераклеополе - Херитефа, в Фивах - Амона (-Ра). Баран Амона отличался от остальных священных баранов кривыми загнутыми рогами - эта (современная) порода баранов появилась в Египте со Среднего царства и особенно распространилась во 2-ю половину XVIII династии; бараны же древней породы (с развесистыми длинными рогами) не давали шерсти. С культом барана были связаны некоторые религиозные табу (так, в храм Хнума запрещалось входить в одежде из бараньей шерсти).

Относительно культа козлов пишет Геродот. С козлом ассоциировался Банебджедет и одно время бог Шаи.

Кошка Мумифицированные кошки

Кошка, священное животное богини Бастет, почиталась повсеместно, но особенно в Бубастисе. О культе кошек упоминает Геродот. Почитание их связывалось с тем, что они истребляют грызунов - врагов урожая. В эпоху Старого царства кошки ассоциировались с богами змееборцами; известен (плохо сохранившийся) миф о кошке-дочери Солнца и его Оке (поэтому на груди у статуэток священных кошек часто изображали Око Ра). Умерших кошек бальзамировали и хоронили в особом святилище при храме богини Бастет в Бубастисе.

Вверх
Павианы.
Статуэтка Тота в виде павиана

Павиан-кинокефал считался священным животным Тота. Культ его также связывался с солнечным культом (поскольку при восходе Солнца горные павианы издают радостные крики), с почитанием Луны и с заупокойнам культом (павиан упоминается как один из стражей входа в Дуат). Священные павианы жили при храмах в вольерах с финиковыми пальмами; дрессированые павианы участвовали в религиозных мистериях. В Египте павианы не водились, их, как и мартышек, привозили из других стран.

Вверх
Шакалы, собаки, волки.

Шакалы ассоциировались с Западом,пустыней и богом Анубисом; культовым центром собак и шакалов был Кинопольский ном.Почитание волков связывалось с культом Упуацта; культовый центр - Сеут (Ликополь).

Вверх
Гиппопотамы, львы, свиньи.

Почитание гиппопотама связано с культом Таурт, изображавшейся в виде беременной самки этого животного; однако, несмотря на популярность Таурт, культ гиппопотама особого распространения не получил: гиппопотамы почитались только в Папремитском округе и еще в некоторых местах. Иногда гиппопотамы считались священными животными Осириса. В то же время, наряду с крокодилами, они ассоциировались с силами зла и Сетом, олицетворяли врагов Ра.

Львы символизировали могущество богинь-львиц, чаще всего Сохмет, и мощь фараона. Их культ носил локальный характер. Культовый центр - Леонтополь (Та-сни, Инуст).

Амулет-статуэтка с изображением свиньи

Свинья считалась нечистым животным. Согласно Плутарху, у египтян "имеется представление, что чаще всего она спаривается при убывающей Луне и что у пьющего ее молоко тело покрывается проказой и накожными струпьями. Историю же, которую они рассказывают тогда, когда раз в год, в полнолуние, приносят а жертву и едят свинью и которая гласит, будто Тифон, преследуя при полной Луне кабана, нашел деревянный гроб, где лежали останки Осириса, и разломал его, эту историю признают не все..." Свинья ассоциировалась с Сетом и сщиталась его священным животным, но в то же время с древнейших времен ассоциировалась с небом, и в виде свиньи с поросятами-звездами на животе иногда изображалась Нут. Изображения стад свиней появляются в гробницах с XVII династии.

Вверх
Ихневмоны, ежи.

Ихневмон (мангуста), зверек, обладающий иммунитетом против змеиного яда, истребитель гадов и грызунов, почитался прежде всего как змееборец (в одном из мифов Ра побеждает Апопа в образе ихневмона). Ихневмоны легко приручаются, их часто держали в домах для защиты от змей и крыс. Священным животным ихневмон стал считаться с XXII династии, однако упоминания его в религиозных текстах встречаются и раньше. Ихневмоны посвящались Солнцу, Ра и Уаджит.

Ихневмон Сосуд для благовоний в виде ежа

Еж почитался как змееборец и ассоциировался с Ра. Культ ежа был распространен повсеместно. В виде этого животного часто изготовляли сосуды.


Вверх
Насекомые.

Священным считался навозный жук-скарабей (хеперер); культ его связывался с солнечным культом, в частности - с культом Хепри. Существовало поверье (как и относительно лягушки), будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла,от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти. Иногда мертвых священных жуков высушивали и предавали погребению.

Бронзовый гробик для священного жука Перстень со скарабеем

Из насекомых почиталась также ядовитая многоножка Сепа, священное насекомое Атума.

Вверх
Лягушки, рыбы, змеи.
Амулет в виде лягушки

Лягушка почиталась из-за своей плодовитости (что символизировало плодородие); ей приписывалась власть над разливами Нила, от которых зависел урожай. Лягушка считалась священным животным Хекет - покровительницы рожениц, и ей приписывались соответствующие функции богини. Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладает способностью самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом и воскресением после смерти. Иногда лягушку рисовали под ладьей Ра. Культовые центры лягушки - Харвер и Абидос (Абджу).

Культ рыб возник еще в Додинастическую эпоху. Священными в Египте были оксиринх, лепидот и фарг. Согласно мифу об Исиде и Осирисе, передоваемому Плутархом, эти рыбы съели фаллос бога и были прокляты; поэтому, чтобы примирить почитание оксиринха и лепидота с культом Осириса, была создана легенда, что эти рыбы родились из крови Осириса, убитого и разрубленного на куски Сетом.

Оксиринх (Хат) почитался в Пермеджете, городе XIX верхнеегипетского нома (согласно одному из мифов, под Пермеджетом (Мерет) состоялась битва Хора с Сетом, и кровь раненного Сета впиталась в землю), и в Летополе, где он был посвящен Хатхор (летопольские статуэтки оксиринха, в отличие от остальных, имеют головной убор Хатхор - коровьи рога и солнечный диск с уреем).

Оксиринх в головном уборе Хатхор Ваза в форме рыбы Лепидот

Лепидот (ныне вымершая рыба) считался священным животным Мехит; был также посвящен богу Хапи. Культовый центр лепидота - Тис в VIII верхнеегипетском номе.

О культе фарга сообщает Плутарх: "сиэниты избегают (ловить и употреблять в пищу) фарга, потому что считается, что он приходит одновременно с подъемом Нила и, являясь взорам как добровольный глашатай, возвещает радостным людям о разливе".

О погребениях священных змей пишет Геродот; согласно его свидетельству, змеи посвящались Амону (-Ра) (которого Геродот отождествляет с Зевсом) и хоронились в Карнакском храме.

Вверх
Rambler's Top100


Hosted by uCoz