РАМСЕС II

В настоящее время все еще невозможно с достоверностью указать точную дату восшествия Рамсеса II на престол. Установление абсолютных хронологических рамок для царствований всех египетских фараонов — задача исключительно сложная. Длительное правление Рамсеса не представляет в этом смысле исключения. Существуют три предложенные варианта датировки первого года правления царя: 1304, 1290 и 1279 гг. до н.э. Современная египтология постепенно склоняется к более позднему варианту, 1279 г. до н.э.1 Рамсес II взошел на престол в 27 день третьего месяца сезона шему. Молодому царю было в это время около двадцати лет. Несмотря на огромное количество памятников и документов, носящих на себе имя Рамсеса II, история его более чем 66-ти летнего царствования освещается в источниках довольно неравномерно. Датированные документы существуют для каждого года его правления, но они крайне неоднородны: от памятников религиозного назначения до горшков из-под меда из Дейр эль-Мединэ.

Самые ранние следы деятельности Рамсеса II сохранились в Абидосе. Здесь, в храме Сети I в первый год правления его сына была высечена Большая посвятительная надпись; эта же дата сохранилась на нескольких стелах в Гизе, на Синае и в одной надписи в Гебель Сильсилэ. Вторым годом правления датированы стела из Асуана и еще одна, происходящая с Синая; согласно тексту остракона, найденного в Рамессеуме, именно в это время были начаты работы по подготовке царской гробницы и, собственно, самого заупокойного комплекса. Год третий был ознаменован воздвижением первого пилона храма Амона-Ра в Луксоре. Стела 8го года, рассказывающая о вырубке камня для царских колоссов, обнаружена в Маншиет эс-Садр. Дверь храма Мут в Карнаке датирована 37-м годом правления Рамсеса.

Военные действия царя на северном направлении датированы 4, 5, 8 и 10-м годами. После подписания мирного договора с хеттами на 21-м году правления, остальные 45 лет царствования далеко не изобилуют датированными источниками. Исключения — год 37-ой, когда состоялась свадьба царя с хеттской принцессой и еще несколько дат религиозных празднеств: на 16, 26, 30 и 55-м годах царствования.

Существуют и некоторые другие критерии датировки памятников. Прежде всего, для первых двух лет правления Рамсеса II характерны переход от выпуклого к врезанному рельефу в храмовых изображениях, добавления эпитета Сетепенра в первом картуше. Кроме того, изменения коснулись и написания самого личного имени царя “Рамсес”: до двадцатого года царствования имя оканчивалось на два символа “с”- ; начиная с двадцать первого года имя заканчивается на “су”- (“Рамессу”).

Царица Нефертари Меренмут

Первой законной женой молодого Рамсеса II была знаменитая красавица Нефертари, “возлюбленная Мут”, считавшаяся царицей, как свидетельствует надпись в гробнице жреца Амона Небуненефа, уже в первый год самостоятельного правления супруга. Удивительно, но о происхождении царицы практически ничего не известно. Нет ни единого упоминания о ее гипотетических родственных связях с царствующим домом. В ее титулатуре отсутствует титул “дочь царя”. Но, тем не менее, она именуется “знатной дамой” или “наследственной знатностью”, т.е. очень знатной дамой, по рождению принадлежавшей к одной из придворных семей. Свет на эту загадку может пролить находка, сделанная в гробнице Нефертари в начале века – “пуговица” для запечатывания сундука. Этот миниатюрный предмет сделан из фаянса; на его поверхности сохранился картуш с именем Эйе, предпоследнего царя XVIII династии. Эта находка вызвала огромный интерес и стала причиной для выдвижения многих гипотез о родственной связи Нефертари и последних амарнских царей. Ввиду большой продолжительности царствования Хоремхеба, становится ясно, что царица по возрасту не могла быть дочерью Эйе, а скорее является его внучкой или даже правнучкой.

В собрании Египетского музея в Каире хранится статуя царского писца и военачальника Нахтмина, более известного по фрагментам знаменитой разбитой скульптурной группы, изображавшей его когда-то вместе с супругой. В надписях на статуе упоминается, что он был “рожден жрицей Мина и певицей Исиды”, по имени Иуйя. Военный высочайшего ранга уже во времена правления Тутанхамона, связанный именем и родственниками с городом Ахмимом он, именуемый в текстах “сыном царя от плоти его”, был, вероятно, сыном Эйе, не сумевшим по каким-то неизвестным нам причинам занять престол после смерти отца. Если учесть, какую тесную привязанность испытывали дочери Нефертари к Ахмиму, можно предположить, что царица была внучкой Эйе, дочерью военачальника Нахтмина. Безусловно, это только еще одна гипотеза, но, тем не менее, ввиду отсутствия источников — это все, что можно сказать о происхождении любимой супруги Рамсеса II.

Нефертари предстает рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре рядом с надписью, датированной третьим годом правления Рамсеса; царица бессменно изображалась рядом с колоссами супруга до тех пор, пока в этом качестве ее не сменили принцессы, после ее смерти ставшие царицами — Бентанат и Меритамон. Великолепная по отделке, но очень сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе. Она показана стоящей рядом со знаменитым скульптурным изображением Рамсеса из Туринского музея. Предположительно Нефертари изображает и знаменитая статуя “неизвестной” царицы из Берлинского музея (сравнение контура ног статуи и базы от статуи Нефертари из Гелиополя позволило установить их первоначальное единство).Грандиозный храм Ибшек был посвящен Нефертари в Абу-Симбеле в Нубии, к северу от святилища самого Рамсеса II. Фасад святилища украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор.

“Рамсес, он воздвиг храм, высеченный в горе на вечно, — говорится в большой посвятительной надписи на фасаде, — ради Великой супруги царской Нефертари, Возлюбленной Мут, в Нубии, в вечности и бесконечности... для Нефертари, удоволившей богов, той, ради которой светит солнце”.

Во внутренних помещениях святилища царице посвящено столько же внимания, сколько и ее супругу. Подобной чести египетская царица удостаивалась лишь однажды: фараон XVIII династии Аменхотеп III воздвиг для своей знаменитой супруги Тейе храм в Седеинге, где она почиталась, подобно Нефертари, как богиня Хатхор.

После заключения мирного договора между Египтом и хеттским государством в 1259 г. до н.э. (21-й год Рамсеса II), видимо, активно участвовавшая в политической жизни страны, Нефертари установила дружественную переписку с хеттской царицей Пудухепой.

В 24-м году правления Рамсеса II строительство грандиозных храмов в Абу-Симбеле было завершено. Для освящения комплекса и основания культов божеств царский флот отплыл из Фив в Нубию. Рамсеса и Нефертари сопровождали царевна Меритамон и “царский сын Куша” Хеканахт. Об этом событии повествует стела Хеканахта, высеченная в скалах рядом с храмами. Вельможа изображен подносящим дары царице, сидящей на троне. Это было последнее событие, связанное с именем рано умершей красавицы Нефертари.

Гробница Нефертари

Усыпальница Нефертари, высеченная в скалах Долины цариц, является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы книги “Речений Выхода в День” (Книги Мертвых) и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.

Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:

“Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом”.

Первая камера гробницы “С” (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями — фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом — символом возрождения солнечного божества. Рядом показаны “душа Ра” — белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы — Нефтида и Исида. Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора — охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом. Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, “владык Дуата”, истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет — узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход “D” с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини — Нейт и Селкет, дарующие Нефертари “защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно”. Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:

“Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...), Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра”.

Далее проход расширяется (“E”); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед — символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея; справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен. Зрительная перспектива прохода через эту дверь завершается изображенными на противоположной стене сидящими спина к спине фигурами Атума и Осириса. Две фигуры богини Маат по внутренним сторонам двери символизируют проход в Чертог Двух Истин — зал, где проходит психостасия — суд богов и определение веса грехов, накопившихся в человеческом сердце.

Камера “G” (3x5 м) содержит изображения предстояний Нефертари перед Птахом, владыкой Мемфиса, и Тотом, повелителем “божественных изречений” — письма, а также магии.

“Вот, великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота. Вот, я прихожу с душой, могучая, знающая Писания Тота... Принесите мне сосуд, принесите мне палетку Тота с их тайнами в них. О, боги! Вот я писец... Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день... О Ра-Хорахте, я буду следовать Истине, я постигну Истину”.

На длинной восточной стене камеры “G” показаны богатые дары: мясо, хлеба, овощи, которые жертвует Осирису и Атуму Нефертари, держащая в правой руке скипетр хереп. Два великих божества — олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные “идут” по направлению к царице, стоящей в позе адорации. Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим “именным” веслам и богу Ра — рулевому ладьи. Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой — белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста “Это Осирис, упокоившийся в Ра” и “Это Ра, упокоившийся в Осирисе”. Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов — соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.

Нисходящий проход ведет из камеры “С” на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат. На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен — символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора “полках” имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом “небес” — темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида. Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:

“Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом”.31

Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в “Золотой покой” — погребальную камеру гробницы “К” (10,4x8,2 м). Низкие “скамьи” по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей. Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами — Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа — Хора Иунмутефа (“Хор-Опора-Матери-Своей”) и Хора Неджитефа (“Хор-Защитник-Отца-Своего”). Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:

“Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..”.

На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове — корона атеф, в его руках — скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.

С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения (“М”, “Q”, “О”), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере “М”. Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах — образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица “следует” к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

На стенах камеры “О” сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о “сотворении места для царицы в доме Амона”. Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.

Декорировка камеры “Q” практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет — таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.

Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли. Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект “Нефертари” Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

Царица Иситнофрет

Второй великой царской супругой была Иситнофрет. Мы практически ничего не знаем о ее происхождении. Среди ее титулов отсутствует эпитет “дочь царя” — в ее жилах не текла кровь фараонов. Ввиду того, что ее старшая дочь Бентанат носила сирийское имя, многие специалисты предполагают, что Иситнофрет не была египтянкой; однако эта гипотеза чересчур сомнительна. Интересно, что ушебти Бентанат были найдены экспедицией Дж. Мартина в Саккара, в гробнице Хоремхеба. Хорошо известно, что Бентанат была похоронена в Фивах. Как тогда объяснить присутствие ее погребального инвентаря в гробнице человека, которого судьба сделала фараоном на стыке двух колоссальных династий? Не было ли какого-либо родства между Хоремхебом и матерью Бентанат, царицей Иситнофрет? Это предположение подтверждается еще одним фактом: вступив на престол, Хоремхеб приказал высечь в гранитных скалах Гебель Сильсилэ скальное святилище, посвященое Хапи – божеству разлива. Внутри сохранилось множество рельефных дополнений декорировки, выполненных при Рамессидах. Если образ Нефертари здесь отсутствует полностью, то Иситнофрет, наоборот, изображена неоднократно вместе с супругом. Было ли это намеренное подчеркивание родственных отношений, сказать сегодня крайне сложно.

Она показана вместе с Рамсесом II на стеле из Асуана, установленной в этом месте в честь второго празднования церемонии сед Рамсеса, на 33-34 году его правления. На этом памятнике, как, впрочем, почти на всех других, где встречается ее имя, она была изображена только благодаря усилиям своего сына, Хаэмуаса, в то время как сам Рамсес уделял ей удивительно мало внимания. Совершенно точно известно, что она стала великой царской супругой еще при Нефертари, однако чести быть изображенной у колоссов супруга ее не удостаивали. Известны замечательные скульптурные изображения царицы Иситнофрет. Наиболее интересные — нижняя часть кварцитовой статуи превосходной отделки с рельефной фигурой принца Хаэмуаса сбоку и песчаниковый бюст — хранятся в Королевском музее искусства и истории в Брюсселе.

В Саккара, недалеко от Серапеума были обнаружены фрагменты архитектурного сооружения, возведенного в честь Иситнофрет Хаэмуасом. Видимо, вторая супруга Рамсеса происходила из Мемфиса.

Приблизительно на 34-м году правления супруга Иситнофрет скончалась и была погребена в Фивах; гробница Иситнофрет не идентифицирована, но зафиксирована в документации Дейр эль-Мединэ: в тексте одного из остраконов Каирского музея упоминаются Иситнофрет и один из сыновей Рамсеса, Мериатум, сооружение гробниц для которых было завершено фиванскими мастерами. Особо нужно отметить, что гробница Мериатума найдена, причем не где-нибудь, а в Долине царей! Вывод один: либо гробница великой царицы до сих пор не найдена, либо речь идет о другой, второй Иситнофрет – дочери Рамсеса II, по какой-то причине погребенной в одной из незавершенных гробниц некрополя. Предположение некоторых специалистов о том, что царица была похоронена в Мемфисе – более чем сомнительно, так как все (!) супруги и дочери Рамсеса II нашли свой последний приют в Фивах.

Некоторые другие жены Рамсеса II

Среди других жен Рамсеса II, прежде всего, необходимо отметить дочь хеттского царя Хаттусилиса III, прибывшую в Египет на 34 году правления будущего мужа. Ее хеттское имя неизвестно, в египетских источниках она именуется Маатхорнефрура. Позже Рамсес женился на еще одной хеттской принцессе, однако, имя ее неизвестно. Несколько дочерей Рамсеса II также носили титул “великой царской супруги” в середине и конце царствования отца: Бентанат, Меритамон, Небеттауи.

Еще при жизни Иситнофрет второй “великой супругой царской” стала ее дочь Бентанат. Ее статус отнюдь не был условностью. В гробнице Бентанат в Долине цариц сохранилось изображение дочери, которую она родила Рамсесу. Продолжительность царствования Бентанат в качестве главной супруги царя вплоть до ухода с политической арены и уединения в гареме вдовствующих цариц неизвестна. Согласно источникам, она принимала участие в праздновании нескольких церемоний сед своего мужа. Так или иначе, Бентанат пережила Рамсеса, а ее дочь, Бентанат II, выступила в качестве одной из официальных жен своего воцарившегося дяди — Мернептаха.

Большую роль при дворе играла и другая “великая жена царя” — Меритамон, старшая дочь царицы Нефертари. Именно она выступает теперь вместо матери во всем величии на рельефах некоторых колоссов Рамсеса II в храме Амона в Луксоре; ее, видимо, изображает знаменитый известняковый бюст найденный в 1896 году Ф. Питри в Рамессеуме. Этот памятник часто называли “белая царица”, “царица с менатом”, или из-за отсутствия имени, “женой Рамсеса II”, вплоть до недавней находки недалеко от Ахмима практически идентичного колосса этой же царицы. Когда-то она фланкировала статую Рамсеса II; на ней сохранились те же титулы, что и на “белой царице”. Это была Меритамон. Юность, полная грации, великолепная улыбка и прекрасно сохранившиеся цвета делают эту статую одним из лучших скульптурных памятников эпохи Рамессидов. Трехчастный парик царицы, покрытый локонами, окрашенными в синий цвет, стянут на лбу двумя золотыми лентами с уреями, символизирующими Верхний и Нижний Египет. На парике возвышается модиус — диадема, состоящая из ряда уреев с солнечными дисками на головах. Плечи Меритамон украшены большим ожерельем усех, состоящим из иероглифических знаков нефер – “красота”. В левой руке она держит ожерелье менат – ритуальное ожерелье богини Хатхор, состоящее из нескольких рядов бусин и противовеса в виде самой богини. Сохранились титулы царицы-жрицы “Великая в гареме (hnr) Амона, играющая систром для Мут, менатом для Хатхор, прекрасная песнопениями для Хора”. Гробница Меритамон обнаружена в Долине цариц; фрагменты ее саркофага хранятся в Берлинском музее.

Хенутмира, младшая сестра Рамсеса II также занимала место среди официальных жен царя. Согласно сохранившимся источникам ее роль была скромной. Она очень редко появляется на людях или на памятниках; исключение составляют немногочисленные рельефы на некоторых поздних статуях Рамсеса II. В сороковые годы царствования брата-супруга она скончалась и была погребена в Долине цариц. Саркофаг из розового гранита с головой сокола, принадлежащий Хенутмира, был узурпирован во времена XXII династии; памятник хранится в Каирском музее. В литературе встречаются противоречия в определении Хенутмира как сестры, либо дочери Рамсеса II. Однако титул “дочь царя”, вызвавший столь долгие споры, может быть трактован как титул принцессы, дочери Сети I. Эта гипотеза поддерживается изображением Хенутмира на статуе ее матери, и, одновременно, матери Рамсеса II — царицы Туйи в Ватиканском музее.

Не следует думать, что “новые” царицы получили власть после смерти Нефертари и Иситнофрет. На стеле, воздвигнутой принцем Хаэмуасом в Асуане, Рамсес II представлен одновременно с Иситнофрет и ее дочерью, и, одновременно, “царской супругой”, Бентанат. В свою очередь, некоторые письменные источники показывают, что царицами одновременно были Бентанат и Меритамон, Бентанат и Хенутмира.

Жизнь в царском гареме в Ми-ур рядом с Фаюмским оазисом (совр. Мединет Гуроб) однообразно протекала, чередуясь с визитами фараона. Царские женщины воспитывали детей, среди которых были и иностранцы, а также участвовали в “домашнем производстве” — пряли, ткали, обеспечивая царский двор превосходным льном. Отрезы льна регулярно отсылались из Ми-ур в Пер-Рамсес; царский двор, с другой стороны, снабжал гарем разнообразной провизией. Кроме того, Ми-ур потреблял огромное количество цветов, кардамона, других пряностей и благовоний, ювелирных изделий из лазурита, малахита, исчисляемых в весовых мерах серебра.

О многих принцессах дома Рамсеса мы практически ничего не знаем. Некоторые из них, например, Иситнофрет II, имели собственное хозяйство со стадами скота, которые снабжали продуктами ее служащих. Двое из ее подчиненных, дворцовые певцы Пентаур и Пауехед справлялись о ее здоровье и жизни из Мемфиса:

“Певец Пентаур и певец Пауехед приветствуют свою госпожу, принцессу Иситнофрет... Привет тебе! Послание чтобы сказать, что мы говорим всем богам и богиням Пер-Рамсеса: “Да будешь ты жива, здорова и невредима!” Да обретешь ты благосклонность моего бога Птаха... Вот мы живы сегодня, но не знаем, что станется с нами! Да возвратит нас Птах, дабы мы узрели тебя! Мы очень, очень тревожимся о тебе!”

Дети Рамсеса II

Отцовская гордость Рамсеса II за многочисленное семейство выразилась в многочисленных рельефах – “процессиях” принцев и принцесс, сопровожденных своими именами, на стенах многих храмов, сооруженных при их отце; в этих источниках зафиксированы 50 юношей и 40 девушек, которым подобное изображение обеспечивало протекцию перед лицом того или иного божества. C обеих сторон колоссов, украшающих фасад храма Ибшек в Абу-Симбеле, посвященного, как уже упоминалось, Нефертари, изображены шестеро детей этой царицы: Аменхерхепешеф, старший сын Рамсеса и наследник престола, Парахерунемеф (3-й сын), принцессы Меритамон (4-я дочь) и Хенуттауи (7-я дочь), а также принцы Мерира (11-й сын) и Мериатум (16-й сын); не следует забывать, что Нефертари могла иметь еще нескольких детей после завершения строительства храма.

Известны четверо детей царицы Иситнофрет: старшая дочь Бентанат, Рамсес (2-й сын), самый знаменитый сын Рамсеса II — Хаэмуас (4-й сын) и Мернептах (13-й сын), после смерти отца и старших сыновей унаследовавший престол.

У фасада храма Меху в Абу-Симбеле дети обеих цариц представлены вместе: между ног колосса Рамсеса II к югу от входной двери представлен Аменхерхепешеф, рядом принцессы Бентанат и Небеттауи (мать — неизвестна); у колосса к северу — принц Рамсес, а также принцессы Меритамон и принцесса Нефертари (мать — неизвестна).

При подсчете выясняется, что из 16 старших сыновей Рамсеса II, семеро были рождены Нефертари и Иситнофрет, в то время как матери остальных девяти сыновей неизвестны. Из девяти старших принцесс только три были дочерьми двух главных жен, в то время как остальные шесть, а затем и все последующие дети царя, были рождены неизвестными дамами гарема.

Сыновья Рамсеса II также изображены на храмовых рельефах со сценами военных действий. В самом раннем храме Рамсеса II — в Бет эль-Вали показаны наследник Аменхерхепешеф “Старший военачальник”, а также Сетххерхепешеф, Хаэмуас и некоторые другие принцы, имена которых не сохранились. На “военных” рельефах в первом зале храма Меху Абу-Симбел на колесницах участвуют в битве три старших сына, причем Парахерунемеф назван “первым храбрецом войска”. В сцене битвы при сирийском городе Кадеше, выполненной на внешней стороне южной стены гипостильного зала храма Амона-Ра в Карнаке, 12 сыновей царя ведут пленных. В Рамессеуме, на рельефах военных походов восьмого года правления Рамсеса упомянуты 18 принцев. Следует помнить, что часто подобные изображения были фикцией, и активным участником событий показывался принц, который едва научился ходить. Так или иначе, только четверо старших сыновей родились еще до вступления Рамсеса на престол; царевне Бентанат, например, было всего семь лет на первом году правления отца. Некоторые сыновья Рамсеса II известны и по другим историческим источникам: Аменхерхепешеф и Сетххерхепешеф упомянуты на клинописных табличках Богазкёйского архива хеттского государства.

В связи с войнами, болезнями и несчастными случаями, многие из сыновей Рамсеса II умерли в детстве или юности. Около 20-го года правления Рамсеса II умер наследный принц Аменхерхепешеф. Несколько его младших братьев — Парахерунемеф, Сети и Мерира старший скончались еще раньше. Среди старших детей Нефертари были живы Мериатум, ставший наследным принцем, унаследовавший после него титул Сетххерхепешеф, упомянутый в этом качестве в хетто-египетском мирном договоре в 21 год правления отца. После него в качестве наследника престола на протяжении почти двадцати лет упоминается Рамсес, сын Иситнофрет; около 50-го года наследным принцем стал мудрец Хаэмуас. Эта длинная передача титула завершилась на его пятом обладателе — Мернептахе, также сыне Иситнофрет, ставшим царем после смерти отца.

Судьба некоторых второстепенных сыновей была связана с царским двором только самим фактом рождения. Так, 23-й сын, Са-Монту женился на Ирет, дочери Бен-Аната, капитана сирийского корабля. Какое-то время Са-Монту состоял на службе при виноградниках Рамсеса II в Мемфисе, самой космополитичной столице Египта, где, вероятно, и встретил свою сирийскую супругу. О нескольких принцах мы знаем только по существованию гробницы. Царевич Рамсес-Неб-Убен был горбуном и умер, когда ему было около тридцати лет. Вероятно, он скончался в царском гареме в Ми-ур и должен был быть погребен в Фивах, однако смерть произошла так неожиданно, что для его погребения были приспособлены старые саркофаги его великого прадеда, Рамсеса I, выполненные, когда он был еще везиром Парамессу, и оставшиеся неиспользованными после его воцарения.

“Царский сын” Хаэмуас

Особо следует остановиться на судьбе самой интересной личности среди детей Рамсеса II — принца Хаэмуаса. Впервые он появляется на рельефах, изображающих первый сирийский и нубийский походы Рамсеса II, в котором принимал участие (материалы Карнака и Рамессеума). В результате смерти старших сыновей царя — Аменхерхепешефа, Сетххерхепешефа (мать — царица Нефертари) и Рамсеса (мать — царица Иситнофрет I), Хаэмуас получает титул “наследника престола”.

Став жрецом, в храме Птаха в Мемфисе, принц получает титул “начальник ремесленников”, который носил верховный жрец этого бога. Согласно источникам это произошло незадолго до смерти Аписа (священного быка бога Птаха) на 16 году правления Рамсеса II (1264/63 г. до н.э.) Для погребения Аписов при Хаэмуасе были расширены подземные галереи Серапеума — погребального и храмового комплекса для священных быков в некрополе Саккара. На стене новой погребальной камеры сохранились изображения Рамсеса II и Хаэмуаса, поклоняющихся Апису, а также знаменитая надпись:

“Осирис, жрец-сем, принц Хаэмуас; говорит он: “О вы, жрецы-сем, верховные жрецы, знатные в храме Птаха... и каждый писец, умелый в знании, которые придут в храм этот, который воздвиг я для Аписа Живущего, которые увидят то, что начертано на этих стенах из камня великолепного... Никогда не создавалось ничего подобного... Боги, те, что в храме, (изображения их) сделаны из золота с разными драгоценными камнями... Учредил я приношения для них ежедневные и праздничные, более тех, что когда-нибудь жертвовались. Я назначил ему жрецов и чтецов, тех что восхваляют... и всяких слуг. Я построил великий ковчег погребальный перед храмом, а перед ним — великий алтарь жертвенный из лучшего белого известняка Туры с божественными приношениями и вещами всякими прекрасными... Помните имя мое, взирая на то, что сделано мною и сделайте подобное! О Апис-Сокар-Осирис, Великий бог, повелитель ковчега Шетаит, я — жрец сем, сын царский (Хаэмуас)”.

Связь Хаэмуаса с Серапеумом подтверждается также и фигурками ушебти, изготовленными в связи с церемонией захоронения быков Аписов в 16, 26, 30 и в еще один неизвестный год правления Рамсеса II. В должности верховного жреца Птаха Хаэмуасу в 55-й год правления Рамсеса II наследовал его брат Мернептах.

Многие памятники Саккары и Гизы при Хаэмуасе были реставрированы и снабжены специальными текстами, содержащими интересную информацию о процессе восстановления. Более того, найдя в руинах мастабы статую Каваба, старшего сына царя Хуфу, он приказал перевезти статую в храм Птаха, чтобы там она могла “жить вечно”. Два сына Хаэмуаса — Рамсес и Хори входили в новую систему управления храмом Птаха, созданную в это время.

Сохранившиеся в музеях мира статуи изображают Хаэмуаса в разные периоды жизни. Знаменитый памятник Британского музея показывает принца в молодости. На его голове — короткий круглый парик, который традиционно называется “ливийским”, так как был посвящен Онурису, богу охоты, покровителю Ливийской пустыни и “приобрел в эпоху Рамессидов особую популярность”.

Локон, как символ звания Верховного жреца Птаха, имеется на изображении Хаэмуаса из Каирского музея. Статуя принца-наофора, выполненная из желтого песчаника, изображает Хаэмуаса в более солидном возрасте. В руках сын Рамсеса II держит наос — ковчежец с изображением бога Птаха-Татенена, древнейшего божества Мемфиса.

Уникальное скульптурное изображение Хаэмуаса хранится в Москве, в собрании Сектора Востока ГМИИ. Кварцитовая крышка от редчайшего ритуального сосуда показывает Хаэмуаса юным и стилистически очень близка к памятнику из Британского музея.

Хаэмуас скончался на 55 году правления отца и был, вероятно, похоронен в особой усыпальнице, примыкавшей к галереям Серапеума. Среди памятников, происходящих из его богатейшего погребения, обнаруженного в 1852 году французским археологом Огюстом Мариеттом при раскопках гробниц священных быков, имеются золотая маска, деревянный саркофаг, ушебти и ряд других предметов погребального инвентаря. Все памятники в настоящий момент находятся в Лувре. Маска Хаэмуаса может быть ключом к истории всего этого нетрадиционного захоронения: стилистически этот памятник очень близок к портретам эпохи Позднего времени и подтверждает гипотезу Ф. Гомаа, предположившего, что истинное захоронение принца не сохранилось, а усыпальница в Серапеуме является вторичной и выполнена несколько веков спустя. Подобное, впрочем, часто случалось с погребениями членов древнеегипетских царских семей.

Погребение сыновей Рамсеса II

В 1987 году археологической экспедицией Американского университета в Каире в Долине царей была обнаружена усыпальница, по крайней мере, 50-ти сыновей Рамсеса II. Впервые эту гробницу посетил еще в 1820 году англичанин Джеймс Бартон, однако, в то время была открыта лишь малая часть помещений: проход в основную часть усыпальницы был закрыт обвалившимися в результате наводнения каменными пластами потолка. Под руководством К. Уикса к 1995 году в KV5 было обнаружено 95 ранее неизвестных камер верхнего уровня, что сделало эту гробницу одним из самых больших погребальных комплексов древнего Египта. Камеры соединены Т-образным коридором, у пересечения осей которого находится массивная статуя Осириса (1,5 м). Потолок гробницы и поддерживающие его столбы находятся в ужасающем состоянии. Когда-то стены помещений были украшены великолепными рельефами, сохранившимися очень фрагментарно; до нашего времени дошли изображения Рамсеса II, представляющего принца Аменхерхепешефа Сокару и Хатхор, а также фигура принца Рамсеса перед богом Нефертумом. В целом, декорировка гробницы была близка к росписям гробниц сыновей Рамсеса III в Долине цариц. В результате расчистки были выявлены фрагменты ушебти, саркофагов, каноп, части мумифицированных останков. В противоположных концах коридора обнаружены лестницы, ведущие в нижний уровень помещений. План грандиозной усыпальницы, предназначавшейся для погребения рано умерших сыновей Рамсеса II, среди которых — Аменхерхепешеф, Мериатум, Рамсес, Сети, — уникален. О печальной судьбе этого погребения говорит хранящийся в Туринском музее текст показаний схваченных грабителей:

“Вот Усерхет и Патур стаскивали камни, те, что над гробницей Осириса царя Усермаатра — Сетепенра, великого бога... А Кенна, сын Рута совершал подобное над местом погребения царских детей Осириса царя Усермаатра — Сетепенра, великого бога..”.

Итоги царствования Рамсеса II

Труды Рамсеса II велики. Его эпоха, по праву вошедшая в историю древнеегипетской цивилизации, как одна из самых ярких, была отмечена глубокими изменениями в египетском обществе и его духовной жизни. Величие личности Рамсеса еще больше оттеняется посредственностью его преемников, посредственностью, которая, быть может, являлась причиной долгой жизни “Возлюбленного Амоном”.

“Долгие царствования сильных личностей чаще всего были эпохами счастливого существования народа; они были отмечены быстрым мирным развитием, стабильностью и повышением благосостояния общества. Однако если царствование длится слишком долго и если оно превышает время жизни одного, а то и двух поколений, то оно становится причиной стагнации, мирной и безропотной дремоты, которая приводит к очевидным знакам упадка”, — пишет известный германский египтолог Р. Штадельманн, сравнивая Рамсеса II с более близкими к нам по временной лестнице Людовиком XIV и Фридрихом II Прусским.

Наверное, самый яркий аспект царствования Рамсеса II — это возвеличивание им самим своей власти. Традиционный образ египетского фараона, вечного владыки Египта и земель сопредельных, воплощения Хора на земле, поддерживающего вселенскую гармонию Маат, достиг при нем высшей точки своего обожествления. Свидетельств тому не счесть: многие сотни колоссов, титулов и сакральных формул, подчеркивающих божественность “обладателя престола Хора на миллионы лет”. При XXII, Ливийской, династии титулы “сын царский Амона” и “сын царский Рамсеса” будут практически идентичными, словно между божественными именами “Амон” и “Рамсес” нет никакого различия. Несомненно, что своеобразной моделью для Рамсеса II послужило царствование Аменхотепа III и, в какой-то мере, амарнский кризис; несмотря на официальную реставрацию, которая последовала за крахом Эхнатона, то немногое положительное, что было создано в Ахетатоне, традиционная египетская культура приняла и ассимилировала. Именно этому процессу удивительного сочетания традиционных форм искусства времени XVIII династии и амарнской экзальтации условности и, одновременно, реализма, мы обязаны появлением таких шедевров искусства эпохи Рамсесов, как росписи гробницы Нефертари или статуя Рамсеса II из собрания египетского музея в Турине.

“Нет более несправедливого утверждения как то, что при Рамсесе II начался упадок духовной культуры и искусства”, — писал еще в начале XX века Гастон Масперо и был воистину прав, ибо те художники, которые создали комплексы Абу-Симбела, рельефы Абидоса и, наконец, бюст принцессы Меритамон, были достойными преемниками своих предшественников — Тутмоса, создавшего портреты Нефертити, Инени, строившего храм Амона в Карнаке, Хемиуна, воздвигшего комплекс Хуфу в Гизе, многих и многих других, чьи имена стерли тысячелетия.

Правители следующей, XX, династии все как один носили от рождения ставшее легендарным имя “Рамсес”, как, впрочем, и престольное имя “Усермаатра”, по своему значению в конце Нового царства приближавшееся к самому понятию “фараон”.

Hosted by uCoz